Подстатьи: кач-во жизни

«Я знаю, что не одна»: патронаж для подопечных фонда

Уже 15 лет благотворительный фонд Артист помогает старшему поколению деятелей культуры. Одна из задач — обеспечить ветеранов театра и кино профессиональным патронажным уходом. Это неоценимо для тех, кто одинок, болен и не может самостоятельно себя обслуживать. Такая помощь помогает пожилым людям сохранять самоуважение и жить достойно.

В 2008 году Фонд начинал с адресной помощи ветеранам сцены Москвы и Санкт-Петербурга, благодаря собранной картотеке Дома актера имени А. А. Яблочкиной. Эту важную миссию приняли на себя известные артисты Евгений Миронов, Мария Миронова, Игорь Верник, Леонид Ярмольник и продюсер Наталья Шагинян-Нидэм. Сегодня под опекой Фонда находится более 2 500 подопечных в 72 городах России, которые регулярно получают медицинскую, финансовую, социальную и моральную поддержку.

«Время безжалостно всегда, но как никогда остро это ощущается в наши дни, с появлением новой коронавирусной инфекции, превратившей возраст в фактор риска и сделавшей людей старше 65 лет наиболее уязвимыми. И не только в рисках развития болезни, но и в социальном плане, — рассказывает директор фонда «Артист» Ольга Каталина. — Поэтому все наши программы призваны сохранить достойное качество жизни в любом возрасте».

Нужна не только забота, но и уход

Помощь на дому своим подопечным фонд «Артист» оказывает уже почти десять лет. «В какой-то момент стало понятно, что многие не справляются с самыми простыми бытовыми обязанностями. Не могут приготовить и разогреть еду, одеться или застегнуть пуговицы, помыться, подстричь ногти — боятся упасть или плохо видят, — рассказывает Мария Белова, исполнительный директор фонда. — Или бывает, что человек стал маломобилен после падения или операции. Оказалось, недостаточно, чтобы рядом просто был добрый и внимательный человек. Это должен быть профессионал с определенными знаниями о том, как правильно ухаживать: поднять, перевернуть человека, помочь одеться, измерить давление, как правильно общаться, оказать первую помощь и многое другое. Мы не говорим сейчас о наличии медицинского образования, хотя в некоторых случаях и оно необходимо».
Обязанности сиделки зависят от того, что необходимо в каждом конкретном случае. Кому-то нужна временная помощь, кому-то патронаж 24/7, потому что человек без посторонней помощи не сможет выжить. В среднем услуги патронажа стоят 1700 рублей за 4 часа работы, а с проживанием — около 55 тысяч рублей в месяц.
«И это самое сложное для сбора пожертвований направление с большим бюджетом и постоянной необходимостью помогать. Мы не спасаем жизнь, но делаем ее до самого конца достойной. Все мы помним истории, когда известные артисты уходили из жизни в нищете и забвении. Для того, чтобы это никогда не повторялось, мы и работаем, и в том числе в направлении патронажа», — подчеркивает Ольга Каталина.

«Теперь я знаю, что не одна со своей бедой»

Роза Булытова, подопечная фонда «Артист», заслуженный работник культуры, лауреат российских и международных конкурсов, более 30 лет отдала своей творческой профессии. Роза родилась в Бурятии в 1944 году. Подрастая, девочка увлеклась искусством. «Иосифу Сталину нравились наши бурятские певцы, вокал наш особенный. И Сталин указал построить у нас оперный театр. Это был очень красивое здание, настоящий дворец, храм искусства. А еще в Улан-Удэ появилось очень много кружков для детей, художественной направленности. Я училась на виолончели, а моя сестра на скрипке в нашей Первой музыкальной школе».
Позже Роза Булытова поступила в Новосибирскую консерваторию. «Это было время шестидесятников, Новосибирск был притягательным центром, сюда приезжал и Галич, и другие барды, и зарубежные музыканты. Так прошла моя молодость», — вспоминает Роза Константиновна. Уже на 4 курсе девушка попала в Новосибирский симфонический оркестр, и это было большой удачей. «Мы выступали в здании оперного театра, наш зал был похож на зал дворянского собрания. Вспоминаю, и пробирает дрожь», — говорит Роза Булытова.

По распределению Роза вернулась в Бурятию. Много лет виолончелистка проработала в оперном театре Улан-Удэ, репертуар которого не уступал Большому театру, затем стала концертмейстером, и это был тяжелейший труд – но и большой опыт. Закончила аспирантуру, защитилась в Новосибирске по теме истории бурятской музыки.

Позже Роза Булытова работала в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большом театре, Рижском театре, прекрасно знала репертуар и даже солировала. А сегодня ученики Розы Константиновны выступают на самых различных сценах.

На гастролях в Архангельской области Роза Константиновна поскользнулась и упала. Полгода в больнице с травмой спинного мозга, затем две операции. Рука стала плохо держать смычок, и в 1987 году ей пришлось уйти с работы по инвалидности. «Я не могла продолжать себя в профессии. Не могла играть, преподавать – в руках была сильная слабость. Для меня это был шок».

Роза Булытова начала искать себя в других сферах — занятость и саморазвитие спасали от тоски по профессии.

Поступила в Эколого-политологический университет, защищала диплом по теме экологии Байкала. Затем поступила в ГИТИС и получила диплом профессора театрального искусства, сделала несколько проектов в Бурятии.

Когда не стало супруга Розы Константиновны, который был для нее опорой и поддержкой, она осталась совсем одна. К этому времени к помощи семье уже подключился фонд «Артист» и поддерживает Булытову второй год. Теперь все бытовые заботы взяла на себя профессиональная сиделка.

«Это неоценимая помощь. Потрясающе, что есть фонд, который может поддержать в такой сложной ситуации , когда человек беспомощен, болен или совсем одинок, и делает это от души,, очень ненавязчиво.. Для меня с фондом «Артист» начался новый этап жизни. Теперь я знаю, что не одна со своей бедой», — говорит Роза Константиновна.
Made on
Tilda